Казначейство обновило контрольные соотношения к годовой отчетности за 2024 год
© server / Фотобанк 123RF.com |
Несмотря на отсутствие в текущем году существенных изменений в порядок формирования отчетности для организаций бюджетной сферы, Казначейство России уточнило контрольные соотношения к показателям годовой отчетности за 2024 год на основе анализа ошибок прошлых отчетных кампаний (Информация Федерального казначейства от 13 января 2025 г.).
1. Добавлен ряд на первый взгляд очевидных контролей для Сведений о движении НФА (ф. 0503168), однако их появление указывает на наличие ошибок в ранее представленной отчетности. Так, формируя отчетность, помните:
- остатки на начало и конец года, то есть показатели в графах 4 и 11 Сведений (ф. 0503168), не могут быть отрицательными;
- показатели в графе 5 "Поступление (увеличение), всего" должны быть больше или равны сумме граф 6 + 7 "из них: получено безвозмездно и оприходовано неучтенных (восстановлено в учете)". Исключение – строки, предназначенные для отражения показателей обесценения, которые не заполняются в графах 6 - 7 Сведений (ф. 0503168, 0503768).
Аналогичным образом АУ/БУ следует проверить Сведения (ф. 0503768).
2. Установлен новый междокументный контроль:
Показатель | Значение | Показатель | Описание контроля |
Сумма расходов по КВР 831 в графе 9 раздела 2 Отчета (ф. 0503127) | <= | строка 010 по графе 6 Сведений (ф. 0503296) | Показатель исполнения по КВР 831 в ф. 0503127 не должен превышать показатель исполненных денежных обязательств по судебным решениям судов судебной системы РФ в ф. 0503296 |
Сумма расходов по КВР 831 в графе 9 раздела 2 Отчета (ф. 0503737) по КФО 2+4+5+6+7 | <= | строка 010 по графе 6 Сведений (ф. 0503295) | Показатель исполнения по КВР 831 в ф. 0503737 не должен превышать показатель исполненных денежных обязательств по судебным решениям судов судебной системы РФ в ф. 0503295 |
3. Корректировки также учитывают требования системных писем о дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой отчетности – 2024.
В частности, в графе 9 раздела 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, 0503769) остатки на 1 января 2025 г. на счете 302 13 "Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда" не допускаются. Соответственно, нельзя отражать и начисление по указанному счету – установлен запрет на отражение показателей увеличения задолженности в графах 5 и 6 раздела 1 Сведений по кредиторской задолженности (ф. 0503169, 0503769).
Субъектам бюджетной отчетности при наличии остатков на конец года по счету 209 89, то есть при отражении показателей в графе 9 раздела 1 Сведений (ф. 0503169), необходимо пояснить причины их образования. Также следует пояснить причины наличия любых показателей по счету 205 89 "Расчеты по иным доходам" в графах 2 – 11 раздела 1 Сведений (ф. 0503169) – как остатков на начало и конец года, так и оборотов по данному счету.
4. Не секрет, что бюджетные и автономные учреждения применяют не все коды видов расходов, предусмотренные Порядком № 82н. Как всегда, вопросу корректного применения КБК Казначейство уделяет особое внимание, и в целях избежания ошибок обновило перечень КВР, которые АУ/БУ вправе применять при формировании Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738, 0503738-НП), а именно: КВР 111 - 113, 119, 131, 133, 134, 139, 221, 223 – 225, 241, 243 – 247, 321, 323, 340, 350, 360, 406, 407, 613, 623, 634, 814, 831, 832, 851 – 853, 861 – 863, 880. Иные КВР отражать в Отчете (ф. 0503738, 0503738-НП) недопустимо, а значит, аналогичный подход следует применять к разделу 2 Отчета (ф. 0503737).
5. Но самое интересное изменение в контрольных соотношениях касается Отчета об исполнении учреждением Плана его ФХД (ф. 0503737). Снят запрет на отражение показателей в разделе 1 "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) по КФО 4 "деятельность по выполнению государственного (муниципального) задания" в части АнКВД группы 4ХХ "Выбытие НФА". Вопрос отражения поступлений от реализации НФА и возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей НФА, учтенного по КФО 4, в качестве доходов бюджетных и автономных учреждений по КФО 2 "приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" всегда вызывал много вопросов. Однако препятствием для отражения таких доходов по тому КФО, по которому ранее числилось выбывшее имущество, являлись контрольные соотношения к отчетности и Инструкция № 174н, согласно которой для бюджетных учреждений прямо установлено, что:
- суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба, нанесенного имуществу, являющегося нефинансовым активам, отражаются по дебету счета 2 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" и кредиту счетов 2 401 10 (40) 172. Аналогичную позицию высказывал ранее и Минфин России: поступления от возмещения виновными лицами ущерба, причиненного имуществу бюджетного учреждения, признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в бухгалтерском учете с кодом вида финансового обеспечения "2";
- начисление доходов от реализации НФА отражаются по дебету счета 2 205 70 "Расчеты по доходам от операций с активами" и кредиту счета 2 401 10 (40) 172 "Доходы от операций с активами".
Вместе с тем для автономных учреждений указания на КФО для аналогичных операций Инструкция № 183 не содержит. Кроме того, с 2023 года изменилось название КФО 4, свидетельствующее, что в качестве доходов по КФО 4 могут быть учтены не только непосредственно средства субсидии, но и другие поступления, связанные с определенным видом деятельности учреждения и выступающие средствами финансового обеспечения для осуществления такой деятельности. Также отметим, что в Отчете (ф. 0503737) по КФО 7 запрета на отражение доходов по АнКВД группы 400 в контрольных соотношениях нет и не было.
Возможность отразить поступление средств по АнКВД группы 400 в Отчете (ф. 0503737) по КФО 4 заставляет снова задуматься: насколько корректно отражать доходы от выбытия НФА, учтенных по КФО 4, как собственные доходы по КФО 2? На сегодняшний день осталось лишь одно препятствие – Инструкция № 174н, которая, кстати, с 01.01.2026 утратит силу... В такой ситуации, на наш взгляд, решение остается за финорганами – не исключено, что показатели Плана ФХД по деятельности на выполнение задания будут утверждаться с доходами от выбытия НФА уже в 2025 году.
6. Напомним, что важные уточнения в контрольные соотношения к Справке по заключению счетов (ф. 0503110, 0503710), касающиеся форматов в части применения КБК в номерах счетов 401 10 и 401 20, были внесены еще в октябре 2024 года. Однако для АУ/БУ есть важная поправка: согласно форматному контролю к Справке (ф. 0503710) в 15 – 17 разрядах номера счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" допустимо указывать коды АнКВД 410, 420, 430, 440, 460, а также код "000". Ранее в перечень дополнительно входили АнКВД 120 и 130. Обратите внимание: по-прежнему для АУ/БУ использование АнКВД 180 не предусмотрено при формировании номера счета 0 401 10 172.